Тексты.‎ > ‎

Чанбара и ...

Что для Вас Чанбара? Спорт? Психотерапия? Боевое искусство? А может ли она быть чем-то большим? Чем-то выходящим далеко за рамки спортзала? 

На мой взгляд, может. Один из мастеров Капоэйры замечательно описал это на примере своего боевого искусства, но эта возможность присутствует не только в капоэйре. Мы изменяем некоторые слова в тексте и … 

… разделим Чанбару на три уровня. 

Следует помнить, что три этих уровня сосуществуют одновременно. Тем не менее, каждый определенный индивидуум, в зависимости от его наклонностей, знания игры и уровня зрелости, проявляет себя в каком-то их этих аспектов сильнее, чем в остальных. 

Первый уровень охватывает физические отношения: поединок, танец и соперничество. На этом уровне важно быть в отличной физической форме, владеть оточенной техникой ударов, быть подвижным и иметь хорошую реакцию. На этом уровне Чанбара это эффектная игра для мастеров фехтования. Большинство практикующих, развивают этот аспект в высочайшей степени, часто за счет двух остальных граней искусства. Игрок, живущий исключительно на этом уровне, пренебрегает ритуалом игры и игнорирует корни. Все, что его интересует, это играть в фехтование, руководствуясь четкими методическими правилами, причем часто это сопровождается проявлениями излишней агрессивности. Он мыслит только в категориях выигрыша и проигрыша, беспокоится о том, что другие подумают о нем и как он выглядит со стороны. Но с течением времени, философская суть поединка начинает проясняться в сознании начинающего, он замечает существование второго уровня игры – который присутствовал все это время, но только сейчас стал, ощутим и понятен для него. 

Первым шагом в понимании этого второго уровня является осознание, познание людей, жизни, страданий, побуждений и фантазий человеческих существ. На этом этапе начинают происходить странные вещи. Во время поединка приходит чувство, что все это уже было, дрожь пробегает по спине сверху вниз, когда вы фехтуете. Новичок исподволь начинает познавать ритуалы фехтования, тексты и действа, передававшиеся от поколения к поколению, жизненную философию старых мастеров. Вдруг происходит сдвиг и это уже больше не хобби, а часть вашей повседневной жизни. Выигрыш или проигрыш больше не кажутся вам такими важными как раньше, вы воспринимаете Чанбару как единое целое, как нечто, что необходимо сохранить для будущего. 

Со временем вы становитесь для других авторитетом, на вас смотрят как на мастера, но сами вы понимаете, что вы все тот же новичок. Вы начинаете замечать, как занятия Чанбарой изменяют вас и вашу жизнь, замечать те возможности, которые она предоставляет - встречаться с новыми людьми, быть принятым в новые социальные круги, путешествовать не как турист, а как Фехтовальщик. Вы также видите какой, защитой она может быть, и какие требования одновременно налагает на вас. 

Вы начинаете размышлять о фехтовальщиках прошлого, о наследственной связи между мастером и учеником. Временами кажется, что игра это не просто игра, а нечто большее - как если бы она была отражением самой жизни, образом отношений различных людей друг с другом, несущих отпечаток индивидуальности каждого из них. В соответствии с такой точкой зрения, Чанбара это школа, где преподают специальное знание: как вести себя по отношению к другим и играть с каждым из них игру жизни. Вы испытываете раздражающее ощущение, что вам вот-вот откроется, что-то важное, как будто не можете вспомнить имя, вертящееся на кончике языка. И тогда проходят десять, двадцать, тридцать лет. Вы теперь мастер. Между вами и Чанбарой не осталось отличий: вы живете ею, вы одно и тоже. Вы обрели проницательность взгляда, и способны моментально понять, что происходит между двумя игроками не только на физическом уровне, но также на ментальном и духовном. Вы больше не чувствуете необходимости неустанно проверять себя в новых поединках, меряться силами с известными игроками. Вы уже делали это, видели, как "мир вращается" снова и снова, и вы создали сообщество товарищей, молодых и опытных игроков, объединенных с вами духовными узами, с которыми вы встречаетесь снова и снова на дороге жизни. Или может быть роковое стечение недоброжелательных поступков и конфликтов вашей молодости, привело вас в более поздние годы одиноким волком, которого уважают и которым восхищаются молодые и неопытные, но избегают ровесники, не желающие иметь с вами ничего общего. 

В любом случае, вы получаете, в большей или меньшей степени, доступ к третьему, и последнему уровню, который присутствовал с тех пор, как вы впервые начали тренировки, но который только сейчас проявил себя ... Нечто, чему можно дать название "мистерия и обманчивость игры жизни" о чем старые мастера рассказывают анекдоты и забавные истории друг другу, но никому больше, так как здесь нечего сказать тому, кто не поймет. 

Malhcia 

Термином malhcia капоэйристы обозначают характерное свойство неизменно присутствующее в игре. Malhcia здесь употребляется не в своем словарном значении «злобность», а как смесь необходимой жестокости, умения быстро оценивать ситуацию и тщательной защиты. 

Можно выделить два аспекта понятия. Первый это знание эмоций и побуждений – агрессивности, страха, гордости, тщеславия, запальчивости и т.п. – определяющих поведение каждого человеческого существа. Второй это распознавание проявлений этих черт в другом игроке, и, следовательно, умение предвидеть его дальнейшие действия, как в поединке, так и в повседневной жизни. Игрок-malicioso способен уклониться от удара противника и приготовиться к контратаке или броску прежде, чем тот закончит (то, что начал) свое движение. В обыденной жизни он должен уметь распознавать реальную сущность только, что встреченных людей, сокрытую под маской общепринятого поведения. 

По другому malhcia определяют как обман или введение в заблуждение противника, рассчитывающего, что вы сделаете одно, когда на самом деле вы собираетесь сделать нечто совершенно другое и неожиданное. 

Развитие malhcia это никогда не кончающийся процесс, который стимулируется участием в игре, наблюдением за игрой других и наблюдением происходящего в вашей повседневной жизни и жизни других людей. 

Malhcia порой называют также mandinga, хотя последнее слово имеет более широкое значение, и подразумевает понимание основных природных стихий и знание, как использовать их при помощи определенных магических ритуалов. 

Хотя понимание malhcia и mandinga необходимо, у многих игроков за другими занятиями это уходит на другой план. Они забывают популярную бразильскую поговорку, гласящую «malandro demais se atrapalha», означающую, что если кто-нибудь пытается быть слишком умным или словчить, вместо того, чтобы ввести в заблуждение противника, он только вводит в заблуждение самого себя. Они теряются, вступая в контакт с обладателем такого знания. Их наваждением становится стремление быть умнее других, сильнее других, быть знаменитым и иметь положение в обществе. При этом они забывают, что все мы принадлежим к одному кругу-рода, должны оставаться друзьями, получать удовольствие от общения и доставлять его другим для того, чтобы наиболее полно ощущать пульсацию жизни. 

Жизнь это больше, чем только борьба за выживание – это и радость оттого, что ты жив. 

Не стоит тратить время и усилия на пустую критику и болтовню. Следует развиваться, познавать и учиться взаимодействию на примере мастеров. 

Чанбара – для всех, для мужчин, для женщин и для детей. Не способен научиться только тот, кто не хочет.

Comments